Пора в путь – дорогу / Небесный тихоход, 1945

15 Просмотры
Издатель
ПОРА В ПУТЬ – ДОРОГУ, 1945. Песня, написанная специально для картины «Небесный тихоход» (производство: «Ленфильм»; премьера: 1 апреля 1946) – результат совместного творчества мастеров советского искусства: кинорежиссёра и автора сценария СЕМЁНА АЛЕКСЕЕВИЧА ТИМОШЕНКО, поэта СОЛОМОНА БОРИСОВИЧА ФОГЕЛЬСОНА, композитора ВАСИЛИЯ ПАВЛОВИЧА СОЛОВЬЁВА-СЕДОГО, киноартистов НИКОЛАЯ АФАНАСЬЕВИЧА КРЮЧКОВА, ВАСИЛИЯ ВАСИЛЬЕВИЧА МЕРКУРЬЕВА, ВАСИЛИЯ ДМИТРИЕВИЧА НЕЩИПЛЕНКО и певца ЛЕОНИДА ГЕРАСИМОВИЧА КОСТРИЦЫ. Конечно, вычисление «личной доли» каждого из них в успехе этой всенародно любимой и нестареющей песни – задача, на первый взгляд, вроде бы, и некорректная, но, тем не менее, убеждён, что начинать следует с режиссёра – автора самой идеи картины, её конструктора и создателя. Советский режиссёр, драматург, сценарист и артист театра и кино, теоретик киноискусства СЕМЁН АЛЕКСЕЕВИЧ ТИМОШЕНКО родился 6 (18) января 1899 в Петербурге, Российская империя. Учился в Институте гражданских инженеров (1918 – 1920; с 1993 – Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет). Режиссёрскому мастерству обучался у Всеволода Эмильевича Мейерхольда (1874 – 1940) и окончил (1920) созданные и возглавляемые В. Э. Мейерхольдом Курсы мастерства сценических постановок при театральном отделе Наркомпроса (Курмасцеп; с 1993 – СПГАТИ, Санкт-Петербургская государственная академия театрального искусства). Уверен, что именно этот необычный синтез – инженерного и гуманитарного образования – во многом определил то особое отношение С. А. Тимошенко к профессии режиссёра, которое он обобщил в своих теоретических работах («Искусство кино и монтаж фильма», 1926; «Что должен знать кинорежиссёр», 1929: книги, выходившие не только у нас, но и неоднократно переиздававшиеся за рубежом) и воплотил на экране в поставленных им 19 картинах. Стремление к точному обоснованию и инженерной четкости постановки фильма – важнейшая характеристика режиссёрских работ С. А. Тимошенко. Основа фильма, по его мнению, детально и точно разработанный «стальной сценарий» – «чертеж будущей фильмы», а режиссёр – это «инженер или творец-конструктор». Еще одна не менее важная характеристика его творчества – поиск и разработка решений, основанных на точном знании вкусов и предпочтений зрительской аудитории. Эта характеристика его творчества во многом, думаю, объясняется его актерским опытом работы «с залом» – интерактивным общением со зрителями. В 1920-е он участвовал в постановке массовых народных зрелищ, вёл драматические кружки, служил актёром в БДТ, актёром и режиссёром театра «Вольной комедии», конферансье – в организованном при этом театре ночном кабаре «Балаганчик», для которого он также написал множество пьес и миниатюр. Хотя в те годы слово «маркетинг» было еще не в ходу, такой подход точной ориентации на зрителя, в современной терминологии следовало бы назвать именно так – профессиональным, высококлассным маркетингом. Примечательно, что так же, как Чарли Чаплин (Charles Spencer «Charlie» Chaplin, 1889 – 1977), тестировавший свои фильмы по реакции зрителей (бесплатные показы для детей – беспризорников), С. А. Тимошенко считал важнейшей оценкой своих картин живую реакцию аудитории на конкретные эпизоды картины во время её просмотра (смех, свист и др.). Среди 19 его режиссёрских работ самыми известными являются картины: «Три товарища» (1935), «Вратарь» (1936), «Небесный тихоход» (1945), «Запасной игрок» (1954). Ушёл из жизни 13 ноября 1958 в Ленинграде, РСФСР, СССР. Похоронен рядом с женой – артисткой театра и кино Людмилой Сергеевной Глазовой (1907 – 1981) в Ленинграде на Коммунистической площадке Серафимовского кладбища (ориентир – через несколько рядов от моряков атомной подводной лодки «Курск», погибших 12 августа 2000). ЗВАНИЯ И НАГРАДЫ: нет. СЕМЬЯ: Брак – Л. С. Глазова (1907 – 1981; трагически погибла из-за неосторожного обращения с газом; по другой версии – вследствие суицида). Приёмный сын Вячеслав [1935 (?) – 1949 (?); трагически погиб – утонул].
Категория
Комедии на любой вкус
Комментариев нет.